Ребенок кусается
Если ребенок кусает других людей (маминую грудь при кормлении, сверстников в детском саду), это не свидетельствует о каком-либо психическом или неврологическом заболевании. Большинство детей хотя бы раз кусали кого-то, но это становится проблемой только в том случае, если это становится плохой привычкой.
Что делать, если ребенок кусается?
Ведущие медицинские организации, в том числе Американские центры по контролю и профилактике заболеваний 1, рекомендуют использовать метод психотерапии поведенческих расстройств у детей, который называется поведенческим или поведенческим.
Если родитель последует совету детского психолога, научится анализировать то, что делает ребенок с точки зрения поведенческой терапии, и логично изменять его действия, это большое подспорье в воспитании, и во многих ситуациях специалист уже не понадобится.
Проанализируем поведение детей, которые кусаются.
Почему ребенок кусается?
Ребенок пробует самые разные действия, самые неожиданные и нелогичные, но большая часть действий не входит в привычку. Остаются в «поведенческом репертуаре» действия, получившие так называемое положительное подкрепление, то есть сразу вызывающие приятные переживания или устраняющие неприятные. Без подкрепления или с отрицательным подкреплением (стало неприятно или перестало быть приятным) поведение затухает и больше не повторяется.
Если ребенок начал регулярно кусаться, вполне вероятно, что он ранее получал или продолжает получать некоторую форму положительного подкрепления. Его не обязательно дают другие, может быть, это приятно из-за зуда десен или снимает стресс. Но если малыш во время укуса получает еще и что-то хорошее извне (например, исполнилось его желание), это дополнительно поддерживает поведение.
Важно
Детальнее о поведении и воспитании малыша расскажут педиатры школы для родителей Huggies. Зарегистрируйтесь и смотрите видеоуроки!
Кусается грудной ребенок
У грудничков это способ знакомства с предметами (что очень полезно при введении прикорма). Малыши особенно активно все грызут, когда режутся зубки, а уменьшить это можно прохладными «зубками».
Когда младенец начинает кусать грудь (или иначе «хулиганить» при кормлении, например, щипать, брыкаться), хорошо работает простой алгоритм:
Плохое поведение — сразу забирают сундук.
Как только плохое поведение прекратилось, они возвращают его.
Возобновилось — сундук тут же снова отобрали.
Ребенок кусается. Что делать? Советы психолога.
Это эффективно, потому что соблюдаются принципы поведенческой терапии: обнаруживаются положительное и отрицательное подкрепление, и они работают без промедления, как только поведение меняется.
Мозг ребенка получает сигнал ослабить кусающие связи и укрепить связи, контролирующие нежное обращение с матерью. Если бы мать удалила грудь хотя бы через минуту после того, как он ее укусил, ребенку было бы гораздо труднее установить связь между действием и его последствиями.
Кусается ребенок дошкольного возраста
Что не работает?
Часто, когда родители жалуются на то, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит на ум, это наказание (поругание, отнятие сладостей и т д.). Это малоэффективно, потому что действие было уже давно, а связь между «я кусаюсь» и «было неприятно» не сформировалась.
Взаимной агрессии тоже не получится: ударить или укусить в ответ, «чтобы понять». Дети подражают поведению взрослых, и мы просто не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.
Что работает?
Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желаемое поведение, а не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся устранить проблемное поведение, возникает вопрос, каким желаемым поведением мы хотим его заменить.
Выясните, что вы хотите, чтобы он сделал вместо этого. Ничегонеделание — самая сложная задача не только для годовалых, но и для двух- или трехлетних.
В этих случаях будет проще, например, укусить предмет, очень хорошо, если речь уже есть, и можно будет научить вместо укуса что-то говорить, например, как он зол . Важно объяснить ребенку, какого действия вы от него хотите, и напомнить ему об этом.
Положительное подкрепление работает намного лучше, чем отрицательное. Замечательно, если вы можете давать не только отрицательное подкрепление за плохое поведение (например, сразу прекращать общение, когда он кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда вместо этого он сделал что-то другое.
Вместо того, чтобы кусаться, разъяренный ребенок может сделать что-то тоже не очень красивое (например, швыряться игрушками или кричать прокалывание), но если вы в данный момент боретесь с кусанием, а главное, он это прекратит.
Подбирайте подходящее подкрепление
Приведем пример: младший брат со старшей сестрой в комнате, мама возится на кухне, а мальчику скучно. Пытаясь хоть что-то сделать, он кусает сестру, на ее крики прибегает мать, начинает выяснять, кто виноват, и ругает сына. Она считает, что давала ему отрицательное подкрепление, тогда как на самом деле он получал положительное подкрепление, потому что привлек внимание матери и перестал скучать.
То, что неприятно одному ребенку в одной ситуации, может быть положительным подкреплением для другого. Например, кто-то расстроится, если его исключат из игры, а кто-то устанет и будет раздражен, и ему будет легче.
Не страшно, если один раз не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуете иначе. Если вы продолжите методично, нежелательное поведение исчезнет, а хорошее поведение сохранится.
Как разговаривать с маленьким ребенком?
Восприятие малышей имеет некоторые особенности:
ребенок не может слушать и делать одновременно. Если он сделает что-то не так, и вы накричите на него в ответ, он может просто не услышать вас в этот момент. Мозг еще не способен делать два дела одновременно. Если возможно, сначала мягко физически прервите действие, установите контакт и поговорите.
Почему ребенок кусается и как правильно на это реагировать?
не говорите «вверх-вниз», сядьте сами или возьмите ребенка на руки, убедитесь, что он смотрит на вас. Так что можете надеяться, что он вас хорошо понимает.
на поведение гораздо больше влияют слова, которые ребенок произносит сам. Так мозгу легче связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы, а если он еще плохо говорит, отвечайте «с ним», за него.
Что ты будешь делать, если не получишь игрушку?
Если ребенок может ответить «Я хочу спросить», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «спросишь» или сказать ему.
— А если они не дадут тебе игрушку? Что ты хочешь делать?
— Я звоню маме
«Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. Хочешь кусаться?
— Нет
Если ребенок сам ответит на эти вопросы, это гораздо эффективнее, чем долгие «лекции» взрослых. Это позволит его мозгу быстро приобрести ресурс для регуляции поведения, не позволяющего взрослым особям кусать друг друга.
Более подробную информацию о регулировании поведения ребенка можно найти в книгах, которые соответствуют принципам поведенческой терапии 2,3
Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.
Источники:
Бен Фурман: Детские навыки в действии. Как помочь детям преодолеть проблемы с психическим здоровьем. Альпина нехудожественная литература, 2013;
«Хватит наказывать, кричать, умолять или как справиться с детскими капризами без скандалов» Ноэль Дженис-Нортон. Клуб семейного отдыха, 2013.