Как создатели «Остаться в живых» обманули всех
Шесть сезонов приключений на рейсе 815 были огромным мошенничеством. Шоураннеры одурачили всех — продюсеров, журналистов и зрителей. Это циклопическое нагромождение тайн и загадок открыло эру поиска ответов и разгадок на телевидении и так и не было разгадано. Но миллионы были счастливы быть обманутыми им.
Разбирая случай с запутанным сериалом «Остаться в живых» о пассажирах самолета, потерпевшего крушение на загадочном острове в Тихом океане, надо признать: все его отдельные элементы и раньше успешно использовались в телевизионной постановке. Flashback — назад в начале 1970-х в кунг-фу. Новая форма со многими относительно крупными персонажами была разработана The Wire. А концепция оригинальной мифологии, которая постепенно раскрывается перед изумленным зрителем от сезона к сезону, с разным успехом использовалась «Секретными материалами». Но никогда прежде эти компоненты не собирались в такую эффективную машину натяжения.
Кроме того, шоураннеры «Остаться в живых» совершили настоящую революцию в общении с фанатами, предложив новую модель работы с фанбазой, которую сейчас используют практически все: они лично, не прячась за пиарщиков, общались со зрителями, развлекали и оставляли их не в межсезонье, оперативно реагировали на обратную связь. Правда, зрители, пережившие прошлый сезон в связи с «Остаться в живых», помнят вовсе не обычный подкаст шоураннеров, а чувство сильной досады, обиды и разочарования, пришедшее после финала. Создатели сериала жестоко обманули зрителей, которые ждали конкретных ответов на конкретные вопросы, а вовсе не поучительной истории о пробке, сдерживающей все абстрактное зло мира, и двух бессмертных вершителях судьбы.
Однако дезинформация была главным оружием идеологов шоу на протяжении всей его шестилетней истории.
Мистификация первая: в титрах
Одним из сценаристов пилотной серии «Остаться в живых», а также создателем сериала является Джеффри Либер. Однако первая серия сериала была снята по сценарию, написанному Джей Джей Абрамсом и Дэймоном Линделофом. Их завербовал Ллойд Браун, президент ABC в 2002–2004 годах, который решительно отверг проект, написанный Либером под явным влиянием «Повелителя мух». Либер через суд добился упоминания в титрах как создателя сериала вместе с Линделофом и Абрамсом и получил 60% отчислений, причитающихся авторам идеи (остальные получили по 20%).
А вот сам Браун в титрах не упоминается, хотя именно он предложил идею сериала о крушении на острове на совещании топ-менеджеров, указав в качестве руководства на фильм «Изгой» с Томом Хэнксом. Дисней, владелец ABC, был недоволен рейтингами, и Браун, зная, что его дни здесь сочтены (его фактически уволили еще до премьеры «Остаться в живых»), в итоге одобрил съемки пилота с огромным бюджетом в регионе. 10-14 миллионов долларов. Пытаясь восстановить справедливость, Джей Джей Абрамс через месяц после увольнения Брауна пригласил его в студию для записи фразы, регулярно звучавшей с экрана на протяжении шести лет: «Prereviously on Lost» («В предыдущих эпизодах»).
LOST «ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ» Посвящается всем, кто смотрел сериал
Еще один миф связан с фигурой Абрамса. Почему-то считается, что именно он здесь все придумал. На самом деле настоящими родителями и создателями сериала являются Деймон Линделоф и Карлтон Кьюз, сменившие Абрамса. Да, Джей Джей Абрамс сыграл ключевую роль в создании сериала, придумав концепцию и минималистичное вступление, помогая проекту пройти бюрократический лабиринт; он написал и снял первую серию. Но еще до премьеры «Остаться в живых» Абрамса позвали взяться за франшизу «Миссия невыполнима», и в течение первого сезона ему стало ясно, что совмещать оба проекта ему не под силу. Абрамс ненадолго вернулся в «Остаться в живых», чтобы написать сценарий для первой серии третьего сезона, но затем посмотрел остальные серии вместе с обычными зрителями по телевидению.
Мистификация вторая: в корпоративных документах
За четыре месяца до премьеры Абрамс и Линделоф передали властям документ, который писали параллельно со съемками пилота. Он объяснил концепцию и архитектуру сериала, но на самом деле в сериале было воплощено лишь десять процентов всего этого. Сценаристы пообещали, что «Остаться в живых» будет состоять из отдельных, самостоятельных глав-эпизодов, почти не связанных между собой единым сюжетом, все происходящее на экране будет иметь научное объяснение, а тайна невидимого монстра, пугающего выживших пассажиров на остров откроется через пару недель. Абрамс и Линделоф также убедили руководство канала, что сериал может часто менять жанры и не будет находиться в нише научной фантастики. Научную фантастику на ABC боялись чертовски, предпочитая что-то более мейнстримное, вроде медицинских или криминальных сериалов.
Премьера «Остаться в живых» состоялась 22 сентября 2004 года. Кстати, по сюжету, рейс 815 потерпел крушение в тот же день. Дорогой пилот, снятый на гавайском острове Оаху, посмотрели более 18 миллионов человек, а рейтинги оставались на беспрецедентном для ABC уровне в течение всего первого сезона. И когда дата премьеры прошлого сезона совпала с ожидаемой датой ежегодного обращения президента США к Конгрессу США, президенту пришлось отступить.
Эти цифры оправдывали все закулисные интриги. Обосновывался и непомерный бюджет, значительная часть которого пошла на покупку списанного самолета Lockheed, его разборку и доставку морем на остров, где изображены обломки рейса 815. Но уже через несколько лет разговоры о рекордный бюджет для Lost спал. Выпущенный в 2010 году пилотный проект «Подпольной империи» обошелся HBO еще дороже — в 18 миллионов долларов.
Мистификация третья: на экране
«Остаться в живых» в первые годы красиво замаскировали под приключенческую драму с вкраплениями мистических элементов. Маскировке способствовало то, что премьера состоялась в период расцвета реалити-шоу о выживании на далеких островах — франшизы Survivor (в России она известна под названием "Последний герой"; символично, что русское название Lost взят из песни группы «Би-2», написанной для заставки «Герой».Стилизация под Survivor, собственно, и была задумана при разработке сериала, но формат реалити-шоу априори исключал что-либо фантастическое.
А потом, когда публика окончательно зацепилась, маски были сброшены. Персонажи начали видеть будущее и говорить с мертвыми; невидимое чудовище оказалось облаком разумного дыма огромной разрушительной силы; Наконец началось путешествие во времени. К четвертому сезону было бесполезно скрывать, что сериал относится к научно-фантастическому спектру, а в финале история перешла в область фэнтези. Если зрители сначала следили за поисками провизии и питьевой воды, то ближе к финалу действие сводилось к буквальному противостоянию аватаров добра и зла.
Это был не совсем обман. Хотя большая часть идеологии и атмосферы сериала были продуманы заранее, многие элементы сочинялись по ходу работы, а состав сценарной комнаты часто менялся с годами. Впечатляющее эссе сценариста первого сезона Хавьера Грилло о начале работы (копию можно найти здесь) предполагает, что «Остаться в живых» в равной степени было здравым смыслом и отличной импровизацией. Например, образ знаменитого люка в земле был придуман до сюжета о жителе подземной лаборатории, спасшем мир за этим люком, но и этот сюжет сценаристы сочинили задолго до начала второго сезона, где этот персонаж дебютирует.
Судя по зрителям, через три года значительная часть аудитории «Остаться в живых» отвалилась, отчаявшись дождаться ответов или научного обоснования случившегося. Но те, кто остался, наслаждались головокружительным путешествием. Многие из лоялистов остались недовольны финалом: им никто не объяснил, откуда на острове появились белые медведи, кто на самом деле их бессмертный и вездесущий страж Якоб и почему остров путешествует во времени и пространстве таким образом, что он вернуться к нему практически невозможно, уйти один раз. Разгадка многих загадок шоу так и осталась делом интернет-теоретиков — создатели молчали.
LOST — ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ — Самые интересные факты — ЧЕГО ВЫ НЕ ЗНАЛИ о сериале // ДКино
Теорий о сериале действительно создано огромное количество. В основном они были основаны на анализе кадров из сериала и тщательном анализе линий и звуковых эффектов. Например, в действии всегда присутствует таинственный шепот. Разобраться, о чем он говорит, можно было, просто методично разбирая эпизоды на DVD/BR, отключая отдельные звуковые дорожки.
Найденные улики были систематизированы в Lostpedia — фанатской энциклопедии, построенной по принципу Wiki. Сегодня фанатская энциклопедия — обычное дело, и сериал, в котором ее нет, — это плохо, но в 2005 году существование и размах «Лостпедии» были поразительны и, казалось бы, стали источником вдохновения для других фандомов.
«Лостопедия» — лишь одно из проявлений симбиоза фанатов и создателей сериала, которые старательно заигрывали со зрителями. Пилотный эпизод был показан на Comic-Con в Сан-Диего еще до премьеры, между сезонами запускались онлайн-квесты со сложными головоломками, выпускались мини-свитки для мобильных телефонов, а начиная со второго сезона Lost сопровождался подкастом шоураннеров сами себя. Сегодня таким образом продвигаются многие жанровые фильмы и сериалы — телепрограмма «Говорящие мертвецы», связанная с «Ходячими мертвецами», или регулярный подкаст шоураннера «Во все тяжкие». Сетевые миссии особенно полюбились Абрамсу, который использовал их прежде всего в рекламных кампаниях «Монстро» и «Супер 8».
Последствия
Если островитяне из «Остаться в живых» в начале шоу соревновались за зрителей с врачами и коронерами, то через пару лет после старта на всех телеканалах была бы одна и та же череда тайн и загадок. При этом все старались как можно громче заявить, что ответят на вопросы намного быстрее. Некоторые конкуренты продержались всего один сезон («Вспомни, что будет» самой ABC), некоторые удачно заманили зрителей в «Остаться в живых», но не вошли в историю («Герои»), некоторые крепко устояли на ногах («Грань» и «Тюрьма»). Перерыв). Но все они были запущены в производство благодаря успеху «Остаться в живых».
Кроме того, сериал популяризировал творческое использование воспоминаний. Под его влияние попали произведения самых разных жанров, от «Стрелы» до «В лучшем мире», от «Схватки» до «Настоящего детектива». Приучив зрителей к этой технике, шоураннеры «Остаться в живых» начали их обманывать. Одним из основных моментов сериала является воспоминание, которое оказывается флэшфорвардом (то есть происходит в будущем).
О том, что «Мир Дикого Запада» во многом стоит на плечах Линделофа и сериала о Кьюзе, не может быть и речи (подготовленные зрители «Остаться в живых» узнали главный поворот первого сезона через пару недель после премьеры). В то же время «Остаться в живых» лишило телефикшн своего клейма. И это несмотря на то, что шоураннеры в подкастах и на фанмитингах не раз твердили публике, что в сериале не будет научной фантастики. Кстати, поэтому «Остаться в живых» жадно смотрели и зрители, не выносившие телевидения «низких жанров». После «Остаться в живых» научно-фантастические сериалы стали легко запускаться на федеральных каналах. В середине 2000-х киностудии и телеканалы стали нанимать больше молодых режиссеров и сценаристов, выросших на комиксах, книгах Стивена Кинга, старом (часто маргинальном) кино- и телефантастике, которые гораздо лучше понимали гиков. Именно Lost продемонстрировал потенциал этой аудитории.