Я работаю редактором на телевидении
Пришла «на ТВ» помощником редактора (ток-шоу и документальные фильмы), потом стала монтажером/продюсером: разрабатывала концепцию программы, подбирала конкретных персонажей, иногда сама ездила на съемки. Сейчас я главный редактор документальных фильмов, которые выходят в эфир раз в неделю.
Тест: каковы ваши знакомства на самом деле в карьере?
Можно что сказать работаю по профессии: в начале 2000-х годов окончания Воронежского государственного университета, специализация — печатные МСМИ. После института она переехала в Москву, устроилась сначала в одну газету, потом перешла во вторую и поняла, что это совсем не мое. Так как работа там — скучно до смерти. Но мечты о журналистике не оставила, пошла учиться дальше: поступила на вечерний факультет журналистики МГУ (телевизионные СМИ) — оттуда через полгода попала в «ТВ Центр». Учащемуся журналисту просочиться на телевидение или радио было легко: призивали сами продаватери.
Мне повезло с колективом той программы. Там работали настоящие профессионалы, и они меня всему научили. Но моя учеба ходила без риска: был бесплатный кастяк героев, хорошие сторние товарищи вели сами. Как я теперь понимаю, у меня появились необязательные гости: если бы я их нашел и привел в программу — ну нет — ничего страшного, сама программа от этого не пострадала бы. Но закрепилась тогда я наблюдала свою дотошность. Искал героев до победы: иногда даже не спал ночей, чтобы найти кого-то. Хотя было сложно: интернет был не очень развит — нужно было много звонить, подключать радио.
Почему я стала редактором
Когда речь заходит о работе девушек на телевидении, обычном останании социаций с корреспондентами или содержани. Я рано понял, что у корреспондентов нет особого роста: до 50 лет можно ходить на съемки, это утомительно. Стать автором фильмов вполне возможно, но здесь необходимо все, чтобы получилось: тема, поддержка куратора, фотогеничность, повестка дня.
С ведущими тоже оказалось не все так просто. Во-первых, телепрограммы не хватило (и не будет хватать). Во-вторых, я часто видел, как даже хорошие ведущие, которые давно работают, не могли сориентироваться или промахивались в эфире. И, чтобы исправить ситуацию, им в ухо через наушники устный шеф-редактор. Так что выбор кем быть для меня всегда был очевиден.
Как найти работу в Москве, сидя в своем городе
Нужно только правильно настроить поиск работы
В чем заключается работа редактора
Телевидение и профильное образование
Для телевидения не имеет значения, где вы учились. Потому что даже с оконченным курсом журналистики его не взять — как это ни странно звучит, обычно в вузах (особенно региональных) профессию журналиста не учат.
При поступлении на работу "в телевизоре", всегда советую студентам приходить на стажировку раньше (на первом-втором курсе).
Потом после окончания института будет проще найти работу: чем больше практических знаний — тем лучше.
Думающие и ответственные люди ценились и будут цениться в моей работе. Все сегодние ТВ-программы делаются под ключ. И, как мы говорим, они нужны нам еще вчера. Все работы на инфоповод, на проготовку не так много времени (в моем случае — пару дней). Поэтому просто нет возможности обучать новичков, смотреть, как они себя покажут через месяц-два, учить писать сценарии и внедрять в производство. Так что из пришедших к нам работать людей, которые только закончили журфак, я мало что могу дать команде.
Как попасть на телевидение
На телевидение попадают как удобно. Вы можете зайти на сайт любого канала, открыть раздел «Вакансии» и откликнуться. Но у меня с людьми, пришедшими таким пестом, печему-то никогда не скалывалось.
Друзья моих коллег, а также телевизионщики обычно становятся частью команды. Или мои знакомые: например, я знаю, что одна из моих подруг разбирается в политике или культуре, в обществе легка на подъем, не уснет до утра. Конечно, я приглашаю вас попробовать.
Больше людей приходят к нам через профильные курсы (моя история) или из PR-агентств. В агентах работают много студентов, живом продают разную работу по программам пейкеров, нахом на телешоу. Хватких людей видный сайт. Так что продюсеры, которые с ними сотрудничают, стараются как можно быстрее ловить таких людей.
Что должен знать телевизионщик
Продюсер/редактор на телевидении должен анализироваться не только в бегатной им области: политика, шоу-бизнес, социальная сфера, — но и в смежных. Поэтому важно, чтобы он был в курсе новостей, знал, кто является главой Совета Федерации или Государственной Думы; опыт, в каком театре за чем идут; он понял, начийглазков печать того или иного иного значения персонажа. Нужно быть уверенным в себе и своих знаниях, быть образованным и корректным в обществе.
Дополнительный плюс — знание иностранного языка. Учитывая сообщения в зарубежной прессе, программу можно сделать интереснее.
Сценарист «Ворониных» и «Галилея» о своей профессии: «Чем ты старше, тем ты тяжелее»
Про сложности в работе
Ищем героев, просто. В сети очень много информации, есть база телевизоров (там можно купить контакт любого, кто когда-либо участвовал в каком-либо телепроекте), телегруппы в соцсетях (можно кинуть крик на поиск того или иного человека, и, скорее всего, тебе ухожа); можно попросить помощи у коллег или найти нужный контакт через знакомых/родственников. Язык до Киева довет. Но этого недостаточно для нашей работы. Проблема в том, что многие люди не могут сориентироваться в том, как найти нужные данные. Важно, чтобы телередактор/продюсер увидел альтернативу: да, здесь пока не отвечают, так что я постараюсь зайти сюда с этого ракурса.
Другая проблема в том, что люди стали избалованы вниманием. Раньше телевидение было чем-то сверхъестественным, и когда я представился в телефонном разговоре редактором программы «ТВ-Центр», все сразу согласились на съемки. Сейчас многие хотят заработать и получить гонорар за свое участие.
Недавно я позвонила пиар-певице, которая известна своими романами с богатыми женщинами постарше, но при этом никогда не цитировалась на телевидении как ценная и важная гостья. Та, Причинаяс на нашем для знакомства, проросила 100 тысяч рублей за его присутствие в программе. У меня, если честно, знатно подгорело от такого пророса. В итоге съемки прошли хорошо и без этого парня.
Вызывает осложнения и тот факт, что сегодня у всех звезд есть пиарщики. Зачастую ассистенты боятся брать на себя ответственность за репутацию своего клиента и отказываются брать интервью, комментировать. Здесь будут копаться в грязном белье.
Выход из всех тейх ситуаций — хорошо налаженные знакомства. Например, я снял документальный фильм о каком-то режиссере. Ему всё понравилось. В таком случае я знаю, что могу попросить его познакомить меня с ведущей актрисой его театра. Он дает свою рекомендацию: мол, программа хорошая, журналы задают нормальные, а не «желтые» провоси, — и херойоня сослится к нам пройти. И если я позвоню ей напрямую, может, она мне откажет.
Как делается программа (в идеале)
У меня всегда в работе один-два проекта, один из которых выходит еженедельно по субботам, а другой по понедельникам. Каждый такой проект привязан к источнику информации. Также в нагрузку входит пара документальных фильмов, которые не нужно готовить срочно, а потому обрабатывать придется дольше. Обычно это происходит, когда требуется участие серьезных спикеров (Мария Захарова), топовых современных актеров (Сергей Бурунов), иностранных спикеров, с которыми необходимо заранее договариваться, либо требуется серьезная историческая база.
Понедельник начинается с того, что я придумываю темы, которые будут актуальны до пятницы, согласовываю их с руководством канала. После этого раздаю поиск героев продюсерам: мне нужен политик, сексолог, три звезды для этого фильма. Они начаты изкит и бесплатно с нужними лидуми в течение понедельника — части вторника. Я же готовлю верстку программы (о чем будет грядущий фильм, что туда войдет).
Редактор телевизионных программ. Оксана Тыртычная, курс редактор ТВ
Во вторник-седу съемки будут проходить с теми же динамиками. Далее кассету с записью интервую привозят на студию. Видео с флешек загружается на сервер и отправляется на расшифровку — аудио должно стать печатным текстом, с которым будет удобно работать автору, пишущему сценарий.
Каждая программа — это четкий сценарий, где есть закулисный текст, синхронизация персонажей (их интервью). Везде указаны временные коды. Этот скрэринт попадает в пятницу на монтаж, там собирается "рыба" (первый вариант будущесь фильма).
Где-то в невять вечера дня я отстравляюсь от этого борлача: что по видео, титрам, сомогу монтажу; удачные ли склейки; Вписывается ли полученный материал в хронометраж фильма или его нужно укоротить.
Потом наступит час икс, когда будущий фильм сделается в ОТК (отдел технического контроля). Там проверяют, нет ли черных полей, мата; всех ли героев можно показать в этот момент на телевидении (чистот, есть ли среди героев персоны нон грата). Когда все будет одобрено, фильм выйдет в эфир.
Также я слежу за работой продюсеров и авторов, делаю объявления для рекламы, подготавливаю документы для передачи в архив (это стандартная процедура для всех выпусков), иногда пишу и отправляю факсы (они требуются, когда, например, вы обращайтесь в Минобороны, «Роскосмос», Минздрав, МВД и так далее).
Байки от редакторов, Истории, користой нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — все в ТГ-канале «Просто работы». Только тебя мало.
Как бывает на практике
Все, о чем я говорил выше, это картина моей мечты. Часто бывает так: представьте себе 2018 год. Работа началась в понедельник (программа выходила по воскресеньям), дело пошло своим чередом. К середе у меня было собрано практически всё. Все были в предвкушении выходных.
А в четверг, к сожалению, умер Иосиф Кобзон. Логично, что надо было срочно сделать о нем передачу, а предыдущий фильм — положить на полку, так как нам было обидно: выпустить его было невозможно даже на следующей неделе, так как в новостях уже было прошедший.
В четверг мы нашли героев для нового фильма, дали нам зашифрованные интервую открыту. В пятницу у нас все было готово. В пять часов мы сидели в офисе с одним из моих продюсеров и услышали какой-то шум в коридоре. Моя колега вышла, вернувшись через какое-то время побледнев, закрыла дверь и сказала: «Марина, Захарченко (глава ДНР на тот монет. — Прим ред.) убили. Не будем уходить отсюда?» Повисла пауза. Я понял, что сейчас меняют тему программы, хотя фильм про Кобзона был готов. Вот как это произошло. В ускоренном режиме ночью пришлось работать над новым фильмом; в субботу в продень сценарий к нему был прочитан и отдан на монтаж.