Дистанционные курсы для педагогов
253 курса профессиональной переподготовки от 2190 руб.
Мы входим в список Министерства образования Российской Федерации
Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки
900 курсов от 770 руб
Войдите с:
Инфотайм › Литературное чтение › Другое методическое. Материалы › «Сходства и различия литературных и народных сказок»
« Сходство и отличие литературной и народной сказки»
- Литературное чтение
- 3 класс
- Другие методические материалы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа в поселке Кушумском
Ершовский район Саратовской области
Исследовать
Сходства и различия литературных и народных сказок
Душанова Синбеке Казболатовна .
Адрес: 413514, п. Кушумский
Ул. Советская, д.1
Введение
Сказки известны нам с детства, ведь нет сомнений, что бабушки и мамы читают их каждому из нас на ночь. «Скоро сказка рассказывает…» — отсюда и название «сказка», что означает устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать, мы все слушали сказки. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Они выражают мысли и чувства людей, мечты и надежды. Характерной чертой сказки является поэтический вымысел, обязательным элементом которого является воображение. Особенно это проявляется в сказках. «Сказка ложь, да в ней намек! Урок хорошим ребятам!» — говорил А. С. Пушкин, и чтобы разгадать эту подсказку, нужно потрудиться — всем сердцем прочувствовать приключение. И кто найдет в нем урок, знания, тот станет счастливым человеком». И я очень хочу, чтобы все были счастливы!
В начале учебного года на уроке литературного чтения мы читаем народные сказки, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Нам было очень интересно их читать, а потом пересказывать. Мы ставили какие-то сказки, сами играли роли сказочных персонажей. Эти сказки мы показывали на каникулах младшим школьникам. Нам очень понравилось устраивать приключение «Заячья хижина». Потом мы стали знакомиться с приключениями автора. Читаем сказки К.И. Чуковского и С.Я. Маршак. Нам так понравились эти истории, что мы выучили их наизусть, читали своим братьям и сестрам.
И мы хотели выяснить, чем отличаются и чем похожи литературные и народные сказки.
Тема моего исследовательского проекта — сходства и различия литературных и народных сказок.
У всех есть интерес к приключениям. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Именно в обыденной обстановке, из уст в уста через сказки люди как бы передают сокровенные сведения о прошлом и представления о будущем. Детство человека постоянно связано с приключениями. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства охватило нас: вот Баба-Яга замышляет интриги для Ивана-царевича, для доброй и мудрой Василисы Прекрасной. Смешные и грустные, страшные и забавные, они известны нам с детства. Мы учимся у них различать добро и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них заключена глубокая народная мудрость. А иногда в жизни бывают ситуации, когда сложно разобраться, найти выход. Как быть? Как это сделать правильно? На эти непростые вопросы, как всегда, спешат на помощь сказки.
Цель исследования — увлечь и заинтересовать детей чтением через анализ и сопоставление особенностей литературных и народных сказок.
Задачи исследования:
1) прочитать народные сказки «Морозко», «Заячья избушка», «Теремок» и авторские рассказы К.И.Чуковского и С.Я. Маршак.
2) анализировать и сравнивать литературные и народные сказки, выявлять сходства и различия.
3) провести опрос учащихся начальных классов, чтобы выяснить, читают ли мальчики книги в свободное время.
4) после изучения дополнительной литературы расширить кругозор, получить первые навыки исследовательской работы.
Подготовительный этап
Самые запутанные, самые заслуженные, самые любимые из наших первых книг — сказки. Мы знаем их наизусть чуть ли не с рождения. Они не умели читать и просто водили пальцами по строчкам. Приключение проходит через все наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже не знаем, сколько сказок мы знаем.
1. Провести опрос среди учащихся начальных классов.
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
2. Узнайте из словарей, что такое сказка.
3. Прочитайте русские народные сказки «Морозко», «Заячья избушка», «Теремок»
4. Прочитайте авторскую сказку К.И. Чуковского и С.Я. Маршак.
Основной этап
1. Из словаря С. И. Ожегова мы узнали, что сказка — это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных людях и событиях с участием фантастических и волшебных сил.
2. Анализ и сравнение литературных и народных сказок.
Отличие: 1 в сказке автор — народ, в литературной сказке автор — конкретное лицо. 2 в народной сказке есть поговорка, начало, конец, в литературной сказке может не быть традиционных элементов.
3. Народная сказка имеет несколько вариантов, литературная сказка имеет неизменный письменный текст.
дистанционные курсы для педагогов школ и вузов
4 в народной сказке описание простое с помощью общепринятых эпитетов, в литературной сказке описание сложное, своеобразное.
5. В литературной сказке более ярко и красочно описаны герои, сцены и события.
Сходство: 1. События вымышлены
2. Три повторения, эпитет
3. Деление героев на положительных и отрицательных.
4. Учат добру, справедливости, любви.
3. Практическая работа
1. Подготовить инсценировку народной сказки «Харехытта»
2. Подготовить сказку К. И. Чуковского «Муха-Цокатуха» и выступить перед учащимися начальных классов.
Любая сказка, несмотря на наличие в ней вымышленных персонажей или волшебных элементов, несет воспитательную и воспитательную функцию. Итак, сказка «Теремок» учит нас сердечности, доброте, а главная мысль, проходящая через весь сюжет, получает в финале яркое воплощение – это торжество доброго чувства дружбы!
Герои приключений любят каждый раз принимать нового гостя, но для большого медведя не хватает места, но друзья находят выход. Мы знаем, что в некоторых версиях истории медведь выступает в роли разрушителя. Но нас привлекла идея создания, где жители маленькой теремки в результате строят себе новый, просторный дом, и всем найдется место.
Есть много историй. И почти у всех есть сестры ─ родственницы и двоюродные сестры. История меняется в зависимости от того, кто и где ее рассказывает. Каждый рассказчик приспосабливается, приспосабливает рассказ к месту и людям по своему вкусу.
Как и мы с командой 3 класса во время новогоднего масленицы, мы по-своему играли и рассказывали сказку «Теремок». И мы отлично справились! Мы не всегда могли дружить с ребятами из нашего класса, иногда ссорились, ни в чем не уступали друг другу. Теперь мы все друзья, как в сказке «Теремок».