6 причин, почему ребенка нельзя ставить в угол
По мнению специалистов, этот старинный метод наказания заставляет малыша чувствовать себя униженным и может нанести вред детской психике.
Помните страшную историю про мальчика, у которого отчим поставил колени на гречку? Мальчика так долго пытали, что у него под кожей выросла сухая крупа… Конечно, такое наказание — из ряда вон выходящее. А если их просто поставить в угол или даже посадить на специальный стул?
Наказание не всегда должно быть суровым и жестоким. Некоторые психологи утверждают, что детей до 4 лет вообще нельзя наказывать. Но иногда дети становятся неуправляемыми. Они как будто одержимы бесами: они как будто не слушают своих родителей. Тогда отец обычно берет ремень (хотя бы напугать), а мать грозит углом. Это неправильно. Ребенку не нужно чувствовать себя физически плохо, чтобы осознать свою вину. В любом споре должен быть диалог, а не монолог более сильного.
Вместе с психологом выясняем, почему ставить детей в угол — плохая идея.
Клинический психолог, руководитель Психологического центра Седнева
Это бесполезно
Когда малыш стоит в углу, он на самом деле не становится послушнее или умнее.
Можно ли ставить детей «в угол»? — Доктор Комаровский
«Нельзя загонять ребенка в угол, руководствуясь только эмоциями. Нельзя наказывать малыша за те действия, которые просто не понравились родителям. Без объяснения причин, без четких и понятных указаний, почему этого делать нельзя сделано, говорит эксперт.
Необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности. У маленьких детей внимание развито не так, как у пожилых. А дети могут просто заиграться, переключиться на что-то другое и забыть данные вам обещания. Нельзя за это наказывать, надо быть терпеливым и чутким.
Реакция ребенка на угол, как и на любое наказание, непредсказуема. Некоторые дети, стоящие в углу, будут уверены, что тем самым искупали себя. Другие замыкаются в себе, другие становятся агрессивными.
Исправится ли поведение ребенка после наказания, поймет он что-то или нет, зависит от того, как его загнали в угол: с криком, агрессией, в шутку или иначе.
Родители расписываются в собственной беспомощности
Угловые родители часто используются, когда родители, сознательно или нет, чувствуют себя беспомощными. А в истерике наказать ребенка.
Такое непоследовательное, часто импульсивное наказание может не только не сгладить поведение ребенка, но и нанести серьезный ущерб его психическому здоровью. Прежде чем отправить ребенка в угол, может быть полезно задать себе вопрос: «Хочу ли я помочь своему ребенку или наказать его?»
В ситуациях, когда родители не могут постоянно договориться со своим ребенком и угол они видят единственным выходом из всех возможных ситуаций непослушания, возможно, им самим стоит «постоять в своем углу» и подумать, что они упустили и как еще можно договориться с ребенком. А если все идеи и методы иссякли, обратитесь за помощью к специальной литературе, программам помощи родителям в таких ситуациях или к специалисту.
Как правило, в семьях, где между родителями и детьми выстраивается взаимопонимание, пройти все «капризные» возрастные этапы не составляет труда. И в таком «старом» способе тренировки, как уголок, просто не будет нужды.
У ребенка падает самооценка
Самое главное, что метод углового штрафа приводит к серьезным последствиям в будущем. Психологи отмечают, что дети, которые срезали углы в детстве, во взрослой жизни становятся неуверенными в себе и имеют низкую самооценку.
Некоторые родители считают, что, постояв в углу, ребенок может успокоиться. Но охладить свечение можно с помощью рисования или лепки. Прогулки с ребенком также полезны. Вы должны разговаривать со своим ребенком, а не переписываться со своим парнем в социальных сетях.
Ребенок считает, что его не любят
Вы когда-нибудь задумывались о том, что, когда ребенка ставишь в угол, он рассуждает примерно так: «Мама меня не любит. Можно ли сделать это с дорогим вам человеком? Применяя силу, вы отдаляетесь от своего ребенка. В дальнейшем вряд ли вы будете поддерживать нормальные условия. Психологические травмы, полученные в детстве, во взрослой жизни перерастают в серьезные комплексы.
Ставить ли ребёнка в угол
Угол ничему не учит
Своего рода изоляция не только негуманна, но и совершенно неэффективна. Во время наказания малыш не будет думать о том, как плохо показывать язык прохожим или грызть ногти. Скорее всего, он придумает очередную шутку и как захочет вам отомстить.
Воспитание страданием недопустимо
Дети должны смеяться, бегать, прыгать, шалить. Конечно, все должно быть в определенных пределах. Если ребенок не умеет дурачиться, это плохо. Естественно, родители не должны позволять малышу делать то, что он хочет. В образовании нет места применению силы. Дети должны усвоить, что прав тот, кто умнее. Если вы сделаете ребенку больно, он постарается избежать страданий. Будет страх. Ребенок начнет лгать, лишь бы избежать наказания.
Если вы все-таки любитель постоять в углу, то психолог составил для вас правила, к которым вы должны прислушаться, ведь важно не то, посадите вы ребенка в угол или нет, а то, как вы это сделаете! Само по себе для ребенка гораздо менее важно оказаться в углу, чем то, как, кто и зачем его туда поставил.
Ребенок должен знать о существовании такого наказания и в каких случаях оно возможно (желательно, чтобы это были исключительно исключительные случаи).
Время наказания должно быть определено заранее. Само время не должно быть наказанием. Время нужно выбирать так, чтобы ребенок мог успокоиться, понять, что он сделал не так, и как исправить свое поведение. Как правило, для этого достаточно пяти минут. В некоторых случаях (например, при повторном нарушении поведения в той же ситуации или при нежелании отстаивать требуемые по договору пять минут) время может быть увеличено на несколько минут или даже удвоено. Но в любом случае крайне важно, чтобы ребенок знал все правила заранее.
Перед проведением такого наказания обязательно следует поговорить с ребенком и обсудить ситуацию. Объясните ему, почему в этом случае стоит вести себя по-другому, кому ребенок может создать проблемы своими действиями и почему такое поведение плохо. Если ребенок кого-то обидел, можно предложить ему мысленно проиграть ситуацию, поменяться ролями, дать понять ребенку, что это может быть неприятно другому человеку.
Обсуждая поведение с ребенком и давая рекомендации, не делайте это дидактическим тоном. Выслушайте ребенка, примите во внимание его желания и мотивы и вместе с ним найдите наилучший способ поведения.
После того, как вы выслушали ребенка и высказали свою точку зрения, подкрепите ее примерами. У вас гораздо больше опыта, и наверняка есть моменты, о которых ребенок даже не догадывался. Приводя примеры, не скучайте, подумайте, чем можно заинтересовать ребенка новым способом поведения, чтобы ему самому захотелось действовать по-другому в подобных ситуациях.
поставив ребенка в угол, необходимо четко указать суть такого наказания. Это можно сделать, сказав: «А теперь остановись и подумай о своем поведении». Здесь можно напомнить ему подумать о том, какой вред он может причинить своими действиями, кому это будет неприятно. И самое главное, подумайте, как вы можете вести себя по-другому. «Ты уже большой человек, и я надеюсь, что за эти пять минут ты сделаешь правильные выводы и примешь правильные решения о том, как вести себя по-другому».
После того, как ребенок отстоял наказание, спросите его, какие выводы он сделал и как теперь будет себя вести в подобных ситуациях. За правильные выводы стоит похвалить ребенка. В некоторых случаях внесите необходимые коррективы и убедитесь, что ребенок понимает и соглашается. И честно и искренне хотят изменить свое поведение.