Образ Екатерины II в реальности и на экране

Образ Екатерины II в реальности и на экране

Образ Екатерины II вдохновлял и волновал творческие умы задолго до появления кинематографа. Когда речь заходит об этой женщине, воображение режиссера вырывается из стратосферы – но достоверные исторические факты в фильмах и сериалах зачастую найти сложно. В честь выхода фильма «Великая» с Эль Фаннинг в главной роли мы решили сравнить реальную картину императрицы Екатерины Великой и ее многочисленные интерпретации на большом экране.

Как все было на самом деле…

В апреле 1756 года Петр III приготовил сюрприз своей нелюбимой жене Екатерине и всему русскому двору. Одевшись в форму голштинских войск, он устроил пышный парад. Он заставлял русских солдат храбро наступать на шаг, как отважных прусских воинов. Несчастный наследник не понял, что этой нечистотой он настроил против себя весь дворец. Его жена, Софья Августа Фредерика фон Анхельт-Цербст, Екатерина в православии, была убеждена, что Россия не должна становиться копией Пруссии. Чтобы этого не произошло, следует убрать главного раздражителя — Петра Федоровича. Свой план она осуществила 28 июня 1762 года. Она совершила государственный переворот и свергла нерадивого Петра, который вскоре умер от апоплексического удара.

Так Софья Августа Фридрих стала Екатериной II. Императрица, превратившая неоклассический костюм в инструмент военно-политической пропаганды и попрощавшаяся с кринолиновыми платьями, которые мы так часто видим в исторических фильмах и сериалах.

Екатерина II поставила перед собой задачу: окружение и подданные должны понять, что женщина на престоле не насмешка над судьбой, а благо. Поэтому она обратилась к мощнейшему визуальному оружию — военной форме. Когда она хотела что-то сообщить, то надевала офицерский мундир или кафтан, заимствованные у Александра Талызина, поручика лейб-гвардии Семеновского полка. Этот мундир был довольно скромным: однобортный, с отложным воротником, золотой подкладкой и медными пуговицами. Гвардейский шик был Екатерине ни к чему. Он мог отпугнуть людей, что, в свою очередь, привело бы к провалу реформ.

Екатерина продолжила зрительно-психологические эксперименты. Свой бунтарский костюм она сделала из того, что было под рукой — мужских брюк-кюлотов, ботфортов с трензелями, шляпы с дубовыми ветвями и шнурка, украшенного шпагой (подарок Григория Потемкина). Она быстро избавилась от статуса молчаливой жены Петра III. Императрица предстала народу «странной, привлекательной и пленительной», как описал ее историк Брикнер.

НЕМКА-ИМПЕРАТРИЦА ДЕЛАЕТ ДВОРЯН СЧАСТЛИВЫМИ — «История России для «чайников» — 40 выпуск

Вот еще одна причина, по которой королева выбрала офицерскую форму. В дни переворота ей приходилось молниеносно реагировать на происходящие события и быть именно там, где она была нужна. Скакать в женском платье было непрактично и неуместно. И платье в стиле милитари, которое она любила всей душой еще в 1750-х годах, оказалось самым подходящим. Екатерина иногда переодевалась для развлечения. Например, на рождественском балу она изображала из себя соблазнительного юношу, играла придворную и водила дам за фарфоровыми носами.

Екатерина II: политические игры, военные победы и личные драмы

В начале 1770-х годов в гардеробе Екатерины II хранились десятки различных видов военной одежды. Но с возрастом ее талия распухла, и мужские костюмы оказались ей неуместны. Императрица стала носить платье наподобие кафтана — французский вариант мундира Преображенского полка.

Вскоре этот легендарный наряд, до сих пор хранящийся в Эрмитаже, сменилось новым изобретением — русским платьем. Важнейшим ее элементом была распашная «молдаванка» с отложными рукавами и открытой проймой. Так Екатерина Алексеевна выглядела солиднее, монументальнее. Она станет олицетворением всей нации. Это форменное платье с русскими элементами было настоящим политическим посылом. А надо было читать так: объединение славян под покровительством России возможно, но только военным усилием, активность которого зависит от Екатерины Великой. После маскарада с красноречивым названием «Триумф Миневры» императрица стала восприниматься как дева-защитница, миротворица, которая, однако, была хорошо вооружена. На самом деле за 34 года правления Екатерины Великой было казнено всего два человека, и все серьезные споры она решала исключительно методом беседы и часто шла на компромиссы.

Императрица развлекалась так же увлеченно, как руководила государственными делами. Помимо того, что многие дворянки теперь носили мундиры и ездили на лошадях, были разрешены маскарады. Одна из них скончалась 10 ноября 1790 года. Обычно приглашенные гости заранее информировались о дресс-коде и сами готовили платья. На этот раз это был сюрприз: о необходимости переодеться в наряд противоположного пола все узнали уже на балу. Если таковых не было, аристократов приглашали в зал, где располагались лавки с надписями «Мужское платье» и «Женское платье». Веселые ребята не могли повиноваться капризам императрицы, поэтому покупали наряды в кредит и тут же обменивали их под громкий смех актеров из «Комеди Франсез», игравших роль продавцов.

После окончания русско-турецкой войны тема травести сменилась восточными мотивами. Екатерина II стала носить наряды с буфами а-ля султанша, отделанные крепом и красивым шелковым кружевом. Мусульманское платье стало модным среди всех классов. А единственным приемлемым головным убором считалась чалма с эгретом. По мере того, как одержимость мистическим Востоком утихала, императрица снова делала акцент на патриотизме и регулировала придворные платья в старорусском стиле. Иностранные послы, приезжавшие в Екатерининский дворец, заметили новую мировую тенденцию. Поэтому во всех парижских журналах на главных страницах блистали маскарадные одеяния а-ля рюс ("платья в русском стиле") и повседневные платья а-ля Czarine ("в стиле королевы»).

Екатерина II была не только хитрой правительницей. Она первой из русских самодержцев осознала военную, политическую силу костюма и создала особый модный язык. С помощью правильного платья она выражала патриотические чувства и умела напугать европейских государей, формально храня осторожное молчание.

А теперь посмотрим, как видят Екатерину II профессионалы киноиндустрии.

«Кровавая императрица» или «The Scarlet Empress» с Марлен Дитрих (1934 год)

Фильм, снятый в 1934 году голливудским режиссером Йозефом фон Штернбергом, претендовал на подлинность с момента его создания. Якобы в руки сценаристам попал личный дневник Екатерины II, в котором были зафиксированы ее коварные планы в отношении России. Действие, конечно, соответствует историческим событиям, но костюмы и декорации, изображающие «дикий императорский дворец», весьма гротескны. Между прочим, само название «багряно-красная женщина» происходит от широко распространенного библейского выражения, характеризующего «блудницу». Образ Марлен Дитрих совершенно не похож на реальную Екатерину II. Стрижка «каре» с закрученными локонами, страсть к дорогим мехам и испуганный взгляд… Марлен подтвердила свой статус иконы черно-белого кино, но не смогла даже изобразить силу и ум великой императрицы.

«Екатерина Великая» или «Catherine the Great» с Кэтрин Зетой-Джонс (1995 год)

В конце ХХ века мир увидел иную интерпретацию жизни Екатерины II. Роль самодержца досталась британской актрисе Кэтрин Зета-Джонс. Синопсис фильма гласит: «Она любила власть и мужчин. Ее муж Петр III — военный мундир и оловянные солдатики. Судя по всему, создатели не изучали глубоко историю России и перепутали страны, ведь это описание больше подходит Марии-Антуанетте и Людовику XVI. На первый план выходит любовная драма, хотя и наряды не остались без внимания. Но и среди них возникла путаница, учитывая, что Пугачев (Джон Рис-Дэвис) появился на аудиенции у императрицы в костюме венецианского купца.

«Екатерина Великая» с Юлией Снигирь (2015 год)

сериал 2015 года рассказывает историю самодержицы Екатерины Великой с момента ее прибытия в Россию в качестве невесты князя Петра Федоровича до ее восшествия на престол. 20 лет дворцовых интриг, заговоров, борьбы за власть и личных драм, поистине обособленных от страниц исторической энциклопедии, пронеслись перед зрителями. Однако многие наряды выглядят несколько комично и не соответствуют стилистическим привычкам настоящей Екатерины. Помните, что она не любила пышность своего придворного платья и редко носила кринолины? А их в сериале много.

«Екатерина Великая» или «Catherine the Great» с Хелен Миррен (2019 год)

Этот британский сериал затрагивает драматические события последних лет правления Екатерины II и ее отношения с фаворитом Григорием Потемкиным. Несмотря на прекрасное исполнение Хелен Миррен, зрители посчитали первую серию полным абсурдом из-за неуместных шуток и несерьезных сюжетов. В действительности Екатерина II никогда не позволяла себе грубости по отношению к близким и редко показывала свою личную жизнь. Конечно, многие догадывались о ее любвеобильности, но она не давала эмоциям взять верх над разумом.

«Великая» или «The Great» с Эль Фаннинг (2020 год)

На днях вышел очередной сериал про Екатерину II, на промо-постере которого Эль Фаннинг явно показывает средний палец. Его уже назвали самым оригинальным пересказом жизни русской императрицы. Сценарист и продюсер Тони Макнамара объединился с Йоргосом Лантимосом, автором нашумевшего фильма «Фаворитка». Именно поэтому на экране мы видим ту же сюрреалистическую картину, те же откровения о личной жизни. В одном из интервью авторы проекта признались, что не претендуют на историческую достоверность и хотели рассмешить зрителей с помощью черного юмора и эротических сцен. А Эль Фаннинг до конца верила, что Екатерина II была неисправимой бунтаркой и даже имела роман с собственной лошадью. Хорошо, что актриса все же успела перед съемками изучить биографию императрицы — Екатерина, осознавшая важность образования, была бы рада.

Рейтинг: поставьте вашу оценку автору
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашние хлопоты