Духовные способности

Духовные способности

Фрагменты из книги: Духовные способности. СПб., 1997. С. 19-41.

Как правило, духовность связана с духовной сущностью человека, с духовным началом, которым является «дух», «душа». При этом под духовными способностями понимаются свойства духа, некое идеальное познающее начало, «я». Научная психология не должна исходить из принципа духа как активного начала личности. Как показал Джемс, «психология как естественная наука должна допускать существование потока психических состояний, каждое из которых связано со сложными объектами познания, испытывает по отношению к ним разные эмоции и делает выбор между ними» [1901] .

Будем рассматривать духовные способности как качества, характеризующие функциональную индивидуальность человека. При этом индивидуальность человека мы понимаем, по Б. Г. Ананьеву, как единство и взаимосвязь его качеств как личности и как объекта деятельности, в структуре которых естественные качества человека как индивидуальности функция.

духовные способности можно понимать как единство и взаимосвязь природных способностей личности, преобразующихся в процессе деятельности и жизни, и способности человека как субъекта деятельности и отношений, действующих в единстве с нравственными качествами личности человек, который человек.

Если мы обычно рассматриваем силы действия, то духовные силы суть силы действия.

духовное поведение безгрешно. Духовное поведение добродетельно. Духовное поведение определяется достоинствами человека. С этих позиций духовные способности функционируют как добродетели личности. Добродетели — это качества человека, выражающиеся в стремлении к добру, умении творить добро, истинно добродетельные поступки. Добродетель всегда нравственна.

Индивидуальный человек добродетелен, пока он следует морали (всеобщей), и в этом случае он духовен. Запасной вариант — это использование одним человеком другого человека в качестве средства для достижения цели. Такой человек по своей сути грешен.

В духовных способностях личность возвышается над обычными способностями. Обычные способности работают так же, как и универсальные, без понимания которых, не развивая их в себе, индивидуум не может подняться до духовных способностей. Духовные способности вырастают из общих способностей. Это высшая ступень развития способностей. Духовные способности — это способности духовного состояния, которые формируются как на основе духовных ценностей личности, так и на основе искушения отказаться от обязанности следовать идее, вере, духовным ценностям.

Если сама способность мыслить есть свойство мозга, его особая организация, то можно сказать, что организация мозга во многом определяется состоянием (физиологическим и духовным), и поэтому в разных состояниях мозг может представлять разные сущности. И поэтому духовное состояние определяет и другую сущность мозга, другие его функциональные (интеллектуальные) способности дают возможность иначе мыслить.

духовные способности и духовные состояния

Что характеризует духовное состояние? Духовное состояние характеризуется расширением сознания, активным включением подсознания в процесс постижения истины, установлением коммуникативной связи между сознанием и подсознанием и тем самым сильным расширением информационной базы для понимания проблемы, энергетической активизацией, переключение эмоций из режима блокировки информации в режим зарядки энергией.

Духовное состояние характеризуется гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающим миром или блокировкой этих противоречий, направленностью на распознаваемую проблему, на постижение истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высоким концентрация амбиций, усиление воли и ее контроль над личностью, «Я».

Духовное состояние характеризуется переходом к образному мышлению, что в свою очередь способствует активизации информационного обмена с подсознанием, так как информация личного подсознания хранится в образно-чувственной форме 2 . Картинки помогают целостно понять ситуацию, раскрыть новые отношения, взглянуть на старые на новом уровне интеграции.

2 Информация подсознания состоит из совокупности архаичных содержаний памяти, из личной генетической информации предков, а также из информации, полученной при жизни. (Примечание В. Д. Шадрикова).

духовные состояния характеризуются высокой продуктивностью воображения, что, в свою очередь, расширяет информационные возможности нашего сознания.

В духовном состоянии слова и понятия могут переводиться в образы и чувства, способствуя тем самым включению процессов воображения.

Духовное состояние есть, как мы уже отмечали, в то же время и состояние мотивации. Но в отличие от биологических мотиваций, это будет духовная мотивация, порожденная духовными ценностями личности. Важнейшей среди этих ценностей является вера: вера в Бога, вера в идею, вера в добро, вера в кумира, вождя, героя. Другой, не менее важной детерминантой духовного состояния и духовной мотивации является любовь: любовь к Богу, любовь к женщине, любовь к отечеству.

Поскольку духовное состояние способствует расширению информационной базы, информационные ресурсы подключаются к подсознанию, и тем самым духовное состояние способствует продуктивности мышления.

Духовное состояние характеризуется ощущением внутренней активности, единством духовных способностей и качеств, эмоций и чувств, единством психических, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу. К духовным устремлениям относятся: интеллектуальные, нравственные и религиозные, а также добросовестность. Важную роль в определении духовного состояния играет чувство морального и душевного превосходства, чистоты или чувство вины.

В этом духовном состоянии и заключается секрет творчества. Духовное состояние определяет отбор информации, характер ее обработки, установление отношений и характер обобщений. Духовное состояние повышает направленную проницательность разума личности, выделяет свойства предметов, которые позволят решить проблему, выявить истину.

Духовное состояние может возникнуть как в случаях практической жизни, так и в научных исследованиях, в искусстве. Духовное состояние влияет на интеллект. Под этим мы понимаем «способность судить, размышлять и отвлекаться, что в практической жизни называется благоразумием, здравым смыслом, тактом, хитростью, умом, проницательностью, в искусстве — творчеством и вкусом, в науке — способностью открывать, обобщать и понимать отношения» [Т. Рибо, 1884].

ДУХОВНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ГОЛОДАНИЕ. Малахов.

Клиническое состояние характеризуется фиксацией на идее, односторонней направленностью мышления и эмоциональной нагрузки, сужением сознания. Эти признаки появляются уже при «сверхценных идеях» и прогрессируют в параноидных состояниях (пара — о; ноос — мысль, ум). Духовное состояние есть, так сказать, противоположность клиническому состоянию. Оно, как мы уже отмечали, характеризуется расширением сознания, яркостью и ясностью отражения действительности, целостностью этого отражения, глубоким пониманием собственного «Я», ясностью ориентации в прошлом, настоящем и будущего, глубокое проникновение в ситуацию, уравновешенность в отношениях, уверенность в себе, широту и проницательность мышления, позитивный настрой.

Для дальнейшего рассмотрения духовных способностей остановимся на трех позициях.

Духовные способности ЭФИР 03.06.22

Первые два были сформулированы Уильямом Джеймсом [1901]:

— худшее, что может сделать психолог, это начать интерпретировать природу личных сознаний, лишив их индивидуальной ценности. Мысли отделены друг от друга барьером личности;

— Мы нисколько не объясняем природу мысли и устанавливаем связь между физическим и психическим. Необходимо проработать несколько поколений психологов, чтобы установить с подходящей точностью гипотезу о зависимости психических явлений от телесных.

Третье положение состоит в том, что ребенок, в отличие от животного, рождается с незавершенным формированием функциональных систем психической деятельности. Формирование мозга как функциональной системы осуществляется в естественных условиях, под влиянием внешней культурной среды. И можно сказать, что функциональные системы в головном мозге в основном формируются как культивируемые.

Сравнивая эти три определения, мы можем отметить, что способности человека в своей основе являются свойством культивируемой функциональной системы; «тогда они не исчерпываются свойствами самой системы; что решающим моментом в их развитии является определение ими индивидуальных ценностей. Именно эти индивидуальные значения будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть то, что человек увидит и запомнит, какая у него будет мысль, каков будет характер личностного сознания. Духовные способности определяются и регулируются духовными ценностями. Таким образом, проблема переводится в ценностную плоскость. Вы можете сказать: "Но это не решает проблемы, а только переводит ее в другую плоскость. Вместо одной проблемы появляется другая. Да, это так. Но, во-первых, мы видим, что такое духовные способности, а во-вторых, это легче относиться к ценностям. Можно сказать, что если деятельность определяется верой или стремлением делать добро, то можно говорить о духовных способностях.

В свете сказанного духовные способности определяются прежде всего внутренней природой психических состояний и смыслом деятельности, проявляющейся в стремлении к деятельности в определенном направлении.

В узком смысле духовные способности связаны со стремлением к искуплению внутренней (греховной) природы души, стремлением к достижению ее безгрешной чистоты. В широком смысле духовные способности проявляются в создании художественных произведений, понимающих сущность и предназначение человека, его отношения в обществе и семье, понимание социальной и духовной личности, своего «я» и «себя как человек».

духовность — это способность понимать, ценить и изображать других людей в своем творчестве. Духовные способности являются неотъемлемым проявлением интеллекта и духовности человека. В своем высшем проявлении духовные способности характеризуют гения.

Важнейшим личностным качеством, позволяющим проникнуть в духовный мир другого человека, является эмпатия (от греч empatheia — сопереживание). Различают эмоциональную, когнитивную и предикативную формы эмпатии. Психологические исследования показали, что способность человека к эмпатии возрастает по мере накопления жизненного опыта.

Человек познает себя, свой духовный мир через другого человека, а духовно богатый человек знает другого лучше, чем самого себя. Для этого необходимо, чтобы духовно богатый человек содержал в себе не только духовные качества узнаваемого, но и нечто большее — качества, ему противоположные.

Духовность проявляется в том, что действительность познается не только рационально, но и эмоционально, через переживания. Для духовно богатого человека все важно, все находит чувственный отклик.

Следует отметить, что совершенно бездушных людей не бывает и что духовность не имеет прямого отношения к способностям и интеллекту. Человек средних способностей тоже может быть духовным, а талант может быть бездуховным.

Рейтинг: поставьте вашу оценку автору
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашние хлопоты